История мужской сорочки
Многие современные предметы одежды ведут свою историю от нижнего белья. Мужская сорочка, которая сейчас является символом собранности, респектабельности и интеллектуального труда, когда-то была не более чем нижней рубашкой. Просторная, длиной до колен, с обширными рукавами, она надевалась под жилеты и камзолы, украшалась кружевными манжетами, воротниками и галстуками (если предназначалась аристократу) или же перехватывалась шнурками по вороту и рукавам.
На протяжении многих столетий сорочка была частью и мужского, и женского гардероба. Художники барокко, такие как Караваджо, наглядно изображали её в своих работах. Скрытая под остальной одеждой, сорочка была лишена собственного «голоса» и никак не участвовала в составлении «модного послания» миру, вместо неё стилевые предпочтения, характер и намерения господина выражал воротник: от маленьких плоских «французских» воротничков до итальянских гофрированных, на которые в XVI в. уходило до 11 метров ткани.
Со временем сорочка стала проникать в общественную сферу. Из простого полотна, но с широкими рукавами — полюбилась художникам, без правого (или левого) рукава — дуэлянтам. Несмотря на некоторую публичность, эти занятия всё же были достаточно интимными.
Всё изменилось в эпоху царствования британской королевы Виктории. Мода стала меняться в сторону большего удобства, камзолы уступили место фракам, ткани становились легче, силуэты — подвижнее. Сорочку стало видно в низкий вырез жилета, и по ней уже можно было судить о респектабельности и доходе джентльмена. Чистый белый цвет материала подразумевал, что у вас достаточно сорочек, чтобы они всегда были свежие, и достаточно средств на хорошую прачку, чтобы за ними ухаживать.
Связь между социальным положением и цветом ткани сформулировалась в терминах «белый воротничок» (человек занят интеллектуальным трудом или в сфере услуг) и «синий воротничок» (представитель рабочего класса). Интересно, что воротник тут тоже играл свою символическую роль. Воротники-стойки, так любимые принцем Уэльским Эдвардом, не просто имитировали военную форму, но заставляли высоко держать голову и смотреть… да, свысока.
Ещё одну функцию выполняла сорочка в конце XIX в. Она символизировала чистую и строгую мужественность в противовес слишком изящным и декорированным моделям, которые нарекались «немужественными». Джентельмен, мнению которого стоило доверять (например, в чьи акции вложить средства), должен выглядеть собранно и скромно.
Фактически, мало что изменилось к сегодняшнему дню. Бизнес-стиль строится на тех же эстетических принципах: чистота линий, аккуратность, скромность. Изменения коснулись кроя сорочек и цветовых решений.
К началу XX в. развитие промышленности расширило возможности населения, и белая сорочка уже не была прерогативой аристократии. И хотя принц Уэльский (Эдуард VIII) в моменты частной жизни, свободные от церемониального white tie, отдавал предпочтение более неформальным, цветным сорочкам из мягких тканей, белая сорочка оставалась в глазах общества символом моральной чистоты. Её стали надевать в церковь, «на выход» и на службу. Основатель IBM Томас Дж. Уотсон вводит в 1924 г. правила дресс-кода для сотрудников с требованием быть на службе в белых сорочках. Социальные различия проявлялись отныне в качестве ткани и неброском стиле.
Кинематограф транслирует новые образы: романтичные герои Рудольфа Валентино — в сорочках с развевающимися рукавами, мужественный Хамфри Богарт — в более строгих моделях, Джон Уэйн демонстрирует всю суровость реальной жизни человека с Запада, а Том Селлек в пёстрых «гавайках» щеголяет в популярном сериале 80-х «Частный детектив Магнум».
Все эти образы наглядно показывают различие между сорочкой и… рубашкой. Сорочка — из тонкой ткани, спокойных цветов, без карманов или с одним нагрудным карманом, манжетами под запонки, для делового костюма. Рубашка — из более плотной ткани, может быть ярких расцветок и надеваться навыпуск.
Современный этикет предполагает, что на бизнес-мероприятия надевается именно сорочка. Помимо белого, допускаются голубые и светло-сиреневые оттенки, а также коралловые и лососевые. Воротничок и манжеты могут быть контрастными по отношению к основному цвету — а именно, белыми. Манжеты должны выступать за рукав пиджака на 1–1.5 см, а воротничок должен быть застёгнут на все пуговицы, если вы надеваете галстук, а если нет — верхнюю пуговицу оставьте свободной.