Вечерний костюм. White tie
Правильный выбор в одежде — вопрос серьёзный. Само понятие “дресс-код” оформилось в начале 19 в. Знание что надеть и когда было важнейшим жизненным навыком для привилегированного класса и частью строгого этикета, разделявшего аристократов и нуворишей. Основополагающий принцип был сформулирован в гиде по этикету, объяснявшему, что наряд должен соответствовать случаю, сезону, месту и времени так, чтобы была “гармония между качеством одежды и компании”.
Из всех существующих ныне гражданских дресс-кодов самый строгий — white tie, необходимый для посещения вечерних королевских церемоний и балов, а также формальных вечерних свадеб. (Для дневных королевских церемоний и дневных свадеб традиция диктует надевать костюм-визитку). Он ведёт своё происхождение от военной униформы кавалеристов, и если сегодня фрак воспринимается как живое воплощение консерватизма и приверженности традициям, для своего времени он был очень современным и функциональным. Короткий спереди, он был удобен для верховой езды, а длинные фалды сзади защищали всадника от холода.
За несколько десятилетий с конца 18 в. до начала Наполеоновских войн фрак перешел из военного гардероба в гражданский. Один и тот же фасон с небольшими отличиями надевался утром и вечером, менялись лишь цвета пиджака, а также жилета, сорочки и чулок. Дневной вариант выполнялся в более светлых оттенках, тогда как вечерний — в более насыщенных. К моменту воцарения в обществе Бо Брюммеля было допустимо надевать фрак изумрудный, синий, брусничный, бордо или цвета листвы. Жилеты также поражали разнообразием набивных рисунков.
Бо Брюммель совершил революцию, собственным примером установив новые правила джентльмена — сдержанные, тёмные цвета, идеальная посадка по фигуре и брюки с высокой талией вместо чулок. Таким образом, в непринужденный светский гардероб вернулась строгая чёткость военной жизни, и это неслучайно.
Бо Брюммель всеми силами стремился быть в центре внимания и светского обожания, поэтому он заимствовал фрак из военной униформы, чтобы подчеркнуть собственную привлекательность. Ведь этот силуэт акцентирует внимание на широко развёрнутых плечах, тугой талии и стройных ногах, представляя атлетическую фигуру в выигрышном свете. Принятый в 1801 г. самым престижным лондонским клубом Almack, чёрно-белый фрак становится обязательным для всех вечерних мероприятий аристократии.
ФРАЧНЫЙ ПИДЖАК 19 В. МОГ БЫТЬ ОДНОБОРТНЫМ ИЛИ ДВУБОРТНЫМ, НОСИЛСЯ ЗАСТЁГНУТЫМ.
Джентльмену не чуждо стремление хорошо выглядеть, особенно если в обществе присутствуют дамы. Большинство требований к формальным нарядам глубоко логичны, практически без изменений сохранились до сегодняшнего дня и продолжают “работать” в современном обществе. Конечно, в 19 в. необходимость переодеваться к ужину была сугубо функциональной. Большую часть дня мужчины проводили в седле, и понятно, что им не хотелось приносить в гостиную ароматы конюшни.
Одежда для вечера была более сложносочиненной и нарядной, ведь ужин был не просто окончанием дня. Ужин — это водораздел между дневными делами (деловыми встречами и обедами в клубе) и вечерним обществом в компании дам. За ужином следовали домашние развлечения, посещение театра или оперы, поэтому и наряд требовался соответствующий.
Фрак долгое время был единственным возможным вариантом для джентльмена быть одетым по всей форме, вплоть до Первой мировой войны, когда стремление к упрощению жизни заменило его на более демократичный смокинг.
По прошествии времени фрак стал символом прекрасного “старого мира”, что наглядно демонстрируют фильмы золотой эры Голливуда с Фредом Астером.
В ОТЛИЧИЕ ОТ ЭТИКЕТА 19 В. СОВРЕМЕННЫЙ ФРАК НОСИТСЯ НЕЗАСТЁГНУТЫМ, ОТКРЫВАЯ ВЗГЛЯДУ БЕЛЫЙ ЖИЛЕТ.
Сегодня дресс-код white tie встречается настолько редко, что становится особым поводом вновь обратиться к традиции, прочувствовать всю торжественность момента и — продемонстрировать своё умение правильно одеться, как того требует случай, сезон, место и время.
Составляющие дресс-кода white tie:
— Фрачный пиджак из шерсти чёрного или тёмно-синего цвета. Допустимый для фрака тёмно-синий цвет используется чаще для свадеб, чем для формальных мероприятий при дворе.
— Белый жилет из пике (однобортный или двубортный).
— Сорочка из белого пике со съёмным воротником “бабочка” и жёсткими двойными манжетами под запонки.
— Исключительно белый галстук-бабочка из той же ткани, что и сорочка.
— Чёрные или тёмно-синие брюки из той же ткани, что и пиджак, с узкой полосой на внешнем шве из атласной или полушелковой ткани. Брюки должны иметь высокую талию и поддерживаться исключительно подтяжками. Ремень не допускается.
— Запонки и часы должны гармонировать.